В 2014 г. объем производства мяса птицы в России может увеличиться на 20%

В 2014 г. объем производства мяса птицы в России может увеличиться на 20%

Птицеводство и производство мяса птицы продолжают оставаться наиболее быстро растущей и инвестиционно привлекательной отраслью АПК. Основными факторами, способствующими росту показателей внутреннего производства, являются: поддержка государства в рамках программы развития АПК (субсидирование процентной ставки по кредитам, льготное налогообложение, меры таможенно-тарифной политики); рост частных инвестиций; повышение потребительского спроса на мясо птицы, сообщает «РБК. Исследования рынков».

В ближайшие три года объем внутреннего производства мяса птицы может увеличиться на 20%, при замедлении темпов роста относительно 2007-2010 годов. Доля импорта в ресурсах рынка снизится до 9%. Потребление мяса птицы будет расти относительно низкими темпами и в 2014 г. превысит уровень 2011 г. на 13% (с 24,6 кг на душу населения до 27,7 кг). Увеличение емкости рынка и повышение потребления мяса птицы сдерживается низкой динамикой доходов населения, особенно в дотационных регионах.

Снижение квот на импорт куриного мяса и рост масштабов отечественного производства вызвали заметное обострение конкуренции между ведущими российскими компаниями. Лидеры отрасли усилили экспансию на региональные рынки, стремясь занять ниши, которые освобождаются по мере свертывания поставок зарубежной продукции. При этом основная борьба разворачивается в оптовом звене и идет не столько за «конечного» потребителя, сколько за место на прилавках торговых сетей.

В 2011 г. состоялись две масштабные сделки по покупке крупных компаний, повлекших за собой существенные изменения в расстановке сил на рынке мяса птицы: в мае группа «Черкизово» приобрела агрохолдинг «Моссельпром», а в августе группа «Ресурс» купила у холдинга «Интеррос» компанию «Ставропольский бройлер». Произошло несколько банкротств: несостоятельными должниками были признаны «Сибирская губерния», «Агрохолдинг», входящие в число 15 ведущих производителей, а также менее крупные компании «Белый фрегат» и «Агрика».

Продолжается процесс приватизации птицефабрик, все еще находящихся в собственности региональных администраций. Предприятия, функционирующие в форме ГУПов, реорганизуются в акционерные общества со 100%-м государственным участием, а затем выставляются на аукционы. Наиболее успешно приватизация проходит в тех субъектах РФ, где птицефабрики выставляются на аукцион под конкретного покупателя, в качестве которого зачастую выступает компания, аффилированная с региональным руководством.